Психология духовности, веры и религии

Психология веры в религиях Введение Суть любой веры заключается в некритическом отношении к событиям, теориям и даже вымыслам, при котором они принимаются за достоверные и истинные без доказательства. Религиозная вера — вера в Бога — не исключение. Ее направленность на трансцендентальную реальность создает ощущение причастности к некой абсолютной истине, не только не требующей какого-либо другого обоснования, кроме веры, но и отвергающей всякую возможность другого обоснования, кроме обоснования в самой себе. Но, тем не менее, вера в Бога, религиозность, остаются некритическим отношением к реальности. В этом смысле вера — антипод знания. Религиозная вера ставится выше разума и даже объявляется несовместимой с ним. Предельно ясно это выражено в афоризме богослова Тертуллиана:

Религиозная и философская этика

В последующие годы Кьеркегор все более строго относится к своему религиозному идеалу и видит в церкви своего времени предательство изначального новозаветного христианства. Наконец, он представляет этот идеал как следование за Христом в искушениях страдания и одиночества. На эстетической стадии находится также размышляющий человек, который в объективном мышлении бежит от ситуации принятия решения.

Этическая стадия наступает лишь когда человек вступает в отношения с Абсолютом, с безусловными требованиями Бога, в выборе между добром и злом.

Книга Урантии Документ Истинная природа религии () Как вид его страх, и возвышенную, прекрасную свободу, которую приносит вера и сохранения человека: этическая совесть и нравственное сознание. . () Наука занимается фактами; религия имеет отношение.

Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения Связь догмата, этики и мистики Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие, что оно мистично; третьи, что в нем существенно нравоучение; четвёртые, что оно догматично и мистично, но вовсе не этично безразлично к добру и злу, аморально , пятые, что оно прежде всего догматично, а затем - этично.

Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения. Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест, как ригоризм, как"толстовщина", плоды которой достаточно, дескать, известны. Но, ведь, только однобокое выдвигание этики может подать повод к смешению этики христианской с моралью графа Толстого.

Отстаивание догмата вызывает упреки в сухости и мертвенности; упоминание о мистике часто не удостаивается даже серьезного возражения, как речь о чем-то фантастическом, нереальном. В чем же та целостная истина, о которой только что было упомянуто? Ответ на этот вопрос таков: Эти три элемента так крепко, так, можно сказать, органически связаны между собой, что нельзя тронуть одного, чтобы не задеть двух других. Пренебречь или исказить, сознательно или бессознательно, один из этих элементов христианского учения - это значит неизбежно исказить два других.

Эту органическую связь между догматом, этикой и мистической жизнью христианина нетрудно указать и в Евангелии, и в Деяниях и Посланиях Апостольских, и в творениях отцов и учителей Церкви, из которых некоторые, как например, св. Симеон Новый Богослов, с особенным вниманием останавливались на соотношении указанных сторон христианского учения. Евангелие В прощальной беседе с учениками, напутствуя их перед Своим уходом в Гефсиманию, Спаситель заповедует им: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня

Разум и вера

Применительно к религиозной антропологии это значит, что страх [4] представляет собой глубинное подсознательное желание того, чего обыкновенно человек страшится больше всего - смерти, небытия, Ничто. Страх и притягивает, и отталкивает одновременно; полаганием этой категории экзистенция в наибольшей степени проявляет свою диалектичную, динамичную природу: Неведение же невинности относительно добра и зла [9] Кьеркегором рассматривается весьма односторонне впрочем, в русле западной традиции рационализма, порождающего антиномии разума: Диалектичность страха состоит еще и в том, что страх, с одной стороны, является своего рода предпосылкой греха [11] , с другой - грех также и приводит с собою страх [12].

Кроме того, последующий анализ категории страха покажет нам, что страх может иметь как позитивное, так и негативное значение.

Именно здесь атеизм расчищает путь вере, лежащей по ту сторону и обвинения, взятых в качестве замаскированных символов желания и страха. . Мы должны счесть за благо критику этики и религии, принадлежащую школе Прежде всего я хотел бы определить мое отношение к слову — слову.

Этика мистического символизма Г. Сковороды Для истории отечественной мысли личность Григория Саввича Сковороды имеет особое, единственное в своем роде значение. Целый ряд известных исследователей оценивали его творчество как начало самобытной русской философской традиции, ее первое оригинальное явление []. Это определение характера философии Сковороды чрезвычайно важно.

Именно религиозная направленность является основополагающим, фундаментальным качеством всей теоретической системы мыслителя. Его философствующий, рассуждающий разум покоится на твердом основании живой и горячей веры в бытие божественного и абсолютного. Сама личность Сковороды совмещает в себе тип критически мыслящего философа-вольнодумца с типом религиозного энтузиаста, проповедующего людям истину личного мистического откровения.

РАЗУМ И ВЕРА это:

Религиозная этика Серена Кьеркегора 2. Предметом настоящей курсовой работы следует считать морально-этические воззрения Серена Кьеркегора. Вопросам исследования творчества Кьеркегора посвящено огромное множество работ.

Вера в загробную жизнь в известной вере освобождает человека от страха смерти, замещая его страхом Собственно говоря, этика смерти всегда была связана с идефикс религиозной концепции, мышление допускало довольно фамильярное отношение к переходу иной.

Для нашей многонациональной и поликонфессиональной страны этот вопрос представляет особую важность. В настоящей книге отражена новая ступень в исследовании российскими учеными взаимосвязи национальных и религиозных факторов, подчеркнуто значение веротерпимости и межэтнической толерантности. Значительное место отведено роли мировых и национальных религий в судьбах разных народов нашей страны и России в целом.

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

Указана также попытка корреляция этих стадий с Евангельскими Блаженствами. Следующий этап психологии развития связан с выделением в х годах . стадий морального развития личности. Ориентация послушания и наказания. Здесь доминирует установка стремления к избеганию неприятностей, власти или престижу.

Этика отвечает на почти детский вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо Подобное соотношение между этикой и аскетикой мы находим и в . зла" и его глобальный масштаб происходил из-за утраты веры. Только религиозный авторитет, своего рода страх Божий, делает этику живой.

Но она практически раскрывается в жизни человека лишь впредметной связи с двумя другими добродетелями — верой и надеждой. Так считает святая церковь, которая устами апостола Павла ставит веру и надежду рядом с любовью в ряду высших христианских добродетелей, хотя и выделяя любовь как главную. Вместе с тем вера и надежда могут рассматриваться и как известные психологические состояния, которые воспринимаются этически лишь в зависимости от нравственных смыслов, которые содержатся в этих состояниях.

Так, по известному примеру, земледелец засевает поле в надежде получить урожай, и эта надежда нравственно нейтральна. Она приобретает нравственную окраску, когда, например, в этом отношении он все упования возлагает на Бога вполне осознанно или интуитивно , или напротив — исключительно на свои собственные возможности. Все примеры подобного рода а других — нет показывают, что вера и надежда могут быть оценены этически лишь с религиозных позиций. Вера как религиозная категория Особенно это относится к вере.

Это ощущается даже и грамматически. Один и тот же глагол применяется в двух различных модификациях верить, верю или веровать, верую в зависимости от того, какой смысл в него вкладывается религиозный или безрелигиозный. Обычная и привычная формулировка: Она включает осознание, приятие и переживание факта существования Бога, Его бытия творческого и господствующего по отношению ко всякому иному бытию, Его промыслительной связи со всяким творением и, прежде всего, личностной связи со всяким личностным то есть имеющим свободу и самосознание бытием.

Морально-этические воззрения в философии С. Кьеркегора

Диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио Перевод Н. Первые два произведения были подписаны псевдонимами: Персонаж сказки Иоганн Молчаливый, вопреки своему прозвищу, отнюдь не молчит — он предупреждает своего хозяина, молодого короля, о трех грозящих тому опасностях, зная, что, сделав это, он тотчас же превратится в камень. Позднее королевская чета жертвует жизнью двух своих сыновей, для того чтобы вернуть Иоганна к жизни, и, само собой разумеется, верный Иоганн после своего спасения воскрешает погибших мальчиков.

И тема верного служения, и тема жертвы, и тема молчания — все они по-своему преломляются в"Страхе и трепете". Героем книги является ветхозаветный Авраам, от которого Бог потребовал принести в жертву любимого сына, основным же предметом исследования — рождение религиозной веры.

В статье расмотрены соотношения морали и религии. нравственный) относится к области этических ценностей, к одной из форм общественного сознания. Без веры в Бога, утверждают защитники религии, человек не может . и страха к добровольному следованию смыслу нравственного закона.

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей.

Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Широко известно высказывание Энгельса из"Анти-Дюринга" о том, что религия существует как непосредственная, г.

Страх и трепет

Воздействие науки на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывала сомнения.

В основе религии лежат вера в реальное существование Бога и чувство когда появляется некое общее отношение к жизни на основе представления о священные тексты) и эмоции (благоговение и любовь, страх и трепет).

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего Быт. Этот тезис не нов, но по-прежнему актуален. Несмотря на то, что он неоднократно воспроизводился в истории человеческой мысли, господствующим всегда оставалось мнение, согласно которому религиозная вера оказывает исключительно благотворное влияние на мораль, способствует нравственному очищению общества и человека. Предвидя подобные обвинения, мы будем ссылаться на авторитет мыслителей, далеких от атеизма, и первым из них призовем на помощь датского религиозного философа и поэта Серена Кьеркегора — Проблема соотношения религиозной веры и морали подробно рассматривается в псевдонимной работе С.

В основу этой работы положена ветхозаветная легенда о том, как Бог испытывал Авраама, приказав ему принести в жертву единственного и горячо любимого сына Исаака. История библейского патриарха с детских лет привлекала внимание датского философа, восхищала его, но в то же время мучила и не давала покоя. Кьеркегор видит в этой истории ужасающее противоречие.

Это противоречие заставляет С. Кьеркегора сформулировать три проблемы: Ради Господа и вместе с тем ради самого себя.

С.Н. Лазарев