Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

Ранний детский аутизм Эта аномалия развития в сферу научных исследований отечественной дефектологии включена в последние полтора десятилетия. Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нервной системы генетического шизофрения, хромосомные аберреции, врожденные нарушения обмена или экзогенного внутриутробные и постнатальные поражения головного мозга происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и, прежде всего, - с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Высокая частота РДА на детей указывает на социальную значимость этой проблемы. Но, несмотря на то, что со времени первого описания РДА прошло почти полвека . , , проблемы этой аномалии развития еще далеки от разрешения. В нашей стране, где долгие годы РДА традиционно рассматривался в рамках прогредиентного шизофренического процесса, задачи его ранней дифференциальной диагностики от других аномалий развития, разработки системы психолого-педагогической коррекции вообще считались неактуальными. Основной ее целью является разработка системы клинико-психолого-педагогической коррекции РДА.

Проявления страха у детей с РДА

"Общие темы" 1 страхи в структуре нарушений при РДА 2 страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения детей с РДА. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т. 3 страхи, пережитые в прошлом, сохраняются длительно, иногда годами, и нередко становятся причиной поведения, воспринимаемого окружающими как нелепое. 4 Чувство страха вызывает все новое — отсюда стремление к неизменности окружающей обстановки, перемена которой нередко воспринимается как нечто угрожающее, вызывая бурную реакцию тревоги на самые незначительные попытки изменения привычного существования: Никольская выделяют три группы страхов: 6 Сверхценные страхи, обусловленные реакцией на реальную, этиологически значимую опасность, представлены боязнью остаться одному, потерять мать, боязнью чужих, незнакомой обстановки, высоты, лестницы, огня.

-наличие большого количества страхов, связанных с новой обстановкой В структуре которого есть как психотические симптомы, так и.

Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,летнему возрасту. Клиническая картина синдрома большинством авторов характеризуется как полиморфная и противоречивая К. Лебединская, , ; О. В настоящее время подавляющее большинство специалистов причиной возникновения синдрома аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов, т. РДА имеет полиэтиологию и проявляется в рамках различных нозологических форм.

Большую роль играют генетические факторы. Морозова определенную роль может играть психогенный фактор.

Кроме того, аутистические установки и страхи ребенка с РДА — вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности Бо всех ее неотъемлемых компонентах. В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РДА может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. Учеба в школе не складывается в ведущую учебную деятельность.

Высокая частота РДА ( на детей) указывает на социальную клинико-психологической структуры ранних проявлений РДА, сходные с Сюда относились страхи предметов неопределенного цвета, формы ("всего .

Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, Еэто: Поскольку дети данной категории очень избирательны в общении, возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены. Основной акцент необходимо сделать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей и других представителей ближайшего социального окружения, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности.

Наблюдения за ребенком по определенным параметрам могут дать информацию о его возможностях как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия. Без определения доступного для ребенка с РДА уровня взаимодействия с окружением невозможно правильно построить методику и содержание комплексного коррекционно-развивающего воздействия текст 2.

Текст 2 Подход к решению задач восстановления аффективной связи такими детьми может быть выражен следующими правилами. Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию.

Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.

Тема 3.3. страхи в структуре нарушений при РДА

Последнее поступление - 18 Июня,Эти проявления позволили квалифицировать данный вариант аутического дизонтогенеза как регрессивный. Нозологически здесь речь идет о злокачественно текущей шизофрении. В первые месяцы жизни отмечались выраженные нарушения витальных функций, чаще по типу гипервозбудимости; иногда - редкие судорожные припадки.

Эта методика направлена на решение проблемы страхов у детей с РДА путем .. Внешни полностью имитирует структуру древесины, однако все.

Аутизм может проявляться в различных формах: Существуют четыре группы детей с РДА, представляющие собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. Для детей 1-й группыхарактерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности. Дети 2-й группыисходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Детей 3-й группыотличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.

У детей 4-й группыаутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступают повышенная их ранимость, тормозимость в контактах взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия. При анализе ранней симптоматики РДА возникает предположение об особом повреждении этологических механизмов развития, что проявляется в слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты, полярном отношении к матери, в больших трудностях формирования улыбки, контакта глаз, эмоциональной синтонии.

У детей наблюдаются неадекватные, атавистические формы познания окружающего мира: Первичные расстройства при РДА: Клиническая дифференциация РДА имеет большое значение для определения специфики лечебно-педагогической работы, а также для социального прогноза. Классификация состояний по степени тяжести РДА. Все классификации состояний с различной степенью тяжести РДА построены по этиологическому либо патогенному принципу.

Раздел 4. Особенности психического и социального развития при РДА

Доклад-презентация для класса на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если презентация оказалась полезной для Вас - поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки! страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения детей с РДА.

Ранний детский аутизм (РДА) встречается в случаях на детей. Разного рода страхи встречаются у детей с РДА в 80% наблюдений.

Мышление Эмоционально-волевая сфера Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций.

Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.

Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной нсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами.

. - это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

Вопрос 28 Структура дефекта развития при РДА и ее учет в дифференциальной диагностике. Аутизм - ряд сложных неврологических расстройств, ведущих к нарушению социального взаимодействия, трудностям в общении, замкнутости и повторяющимся движениям. РДА характеризует нарушен контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи имоторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Появление симптомов в возрасте до 2,5 лет, наиболее выражен в 3, лет. Встречается у мальчиковв 3 раза чаще, чем у девочек. Никольской выделены 4 группы РДА:

Задания для самостоятельной работы студентов по первому и второму разделам Раздел 1. Общие вопросы нормативного развития и нарушений.

Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть тех, кто имеет различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций.

При этом деятельность, не опосредованная социальным взаимодействием игра, конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач в одиночестве и т. Согласно распространенной классификации нарушений поведения у детей и подростков Р. Дженкинса, выделяются следующие типы нарушения поведения: Дети с синдромом раннего детского аутизма РДА составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психологе-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии.

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма 1. Предмет и задачи психологии детей с РДА В центре внимания данного направления разработка системы комплексного психологического сопровождения детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации вследствие нарушений в эмоционально-личностной сфере. К задачам первостепенной важности данного раздела специальной психологии можно отнести: Яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются: Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией.

страхи в структуре нарушений при РДА страхи

Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности Понятие о синдроме раннего детского аутизма Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм РДА. Слово аутизм происходит от латинского слова а — сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. И настоящее время существует много подходов к проблеме, и чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке.

Опросник Захарова для выявления страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте. . страхи в структуре нарушений развития при РДА.

Смотреть полностью Любая произвольная деятельность в соответствии с поставленной целью плохо регулирует поведение детей. Кроме того, аутистические установки и страхи ребенка с РДА — вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности во всех ее неотъемлемых компонентах. В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РДА может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. В школе по-прежнему сохраняется изолированность от коллектива, эти дети не умеют общаться, не имеют друзей.

Для них характерны колебания настроения, наличие новых, уже связанных со школой страхов. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей, быстро наступает пресыщение, утрачивается интерес к предмету.

Они пишут стихи, рассказы, сочиняют истории, героями которых они являются. Появляется избирательная привязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают фантазированию. Часто это бывают случайные, малознакомые люди. Но по-прежнему отсутствует потребность в активной совместной жизни со взрослыми, в продуктивном общении с ними. Учеба в школе не складывается в ведущую учебную деятельность. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, это: Поскольку дети данной категории очень избирательны в общении, возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены.

Аутизм. Причины, симптомы и виды заболевания

Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано в первые годы и даже месяцы жизни ребенка , занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма РДА , который считают клинической моделью особого — искаженного — варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис при нормальном психическом развитии — наоборот , а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи.

господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед по типу уровневой дисфункции при сохранности общей структуры и иерархии По классификации О.С. Никольской, все разнообразие детей с РДА.

Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть тех, кто имеет различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна.

Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций. При этом деятельность, не опосредованная социальным взаимодействием игра, конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач в одиночестве и т. Согласно распространенной классификации нарушений поведения у детей и подростков Р.

Дженкинса, выделяются следующие типы нарушения поведения: Дети с синдромом раннего детского аутизма РДА составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психологе-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма 1.

Предмет и задачи психологии детей с РДА В центре внимания данного направления разработка системы комплексного психологического сопровождения детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации вследствие нарушений в эмоционально-личностной сфере.

Специальное образование при аутизме и

В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке. Каппег и Н. Впервые этот синдром был описан в г. Независимо от него австрийский психиатр Аспергер Н. в г.

По классификации О.С. Никольской, все разнообразие детей с РДА может к четырем группам (по характерной структуре всей системы аффективной Нормативный страх чужого лица возникает своевременно (в возрасте 7–8.

Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд"мимо","сквозь", неподвижный, застывший, испуганный взгляд. Отставленность, слабость реакции на свет, звук погремушку. Выпадение двигательного, голосового компонентов. Слабость, редкость улыбки, ее отнесенность не к лицу, а к его части например, бороде, усам , очкам, детали одежды. Отсутствие заражаемости от улыбки, смеха взрослого. Задержка узнавания матери отсутствия движения навстречу, улыбки.

Малая потребность в ней, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки.

Топ10 ТВОИХ СТРАХОВ!