13. Религия и страх

С точки зрения христианской психологии особенный интерес представляют, конечно же, духовно-религиозные чувствования. Понятно, что недооценивать важность религиозных чувств нельзя, и при том — по нескольким причинам. Во-вторых, из-за интегративных свойств религиозных чувств: Важность религиозных чувств переживаний обусловливает и необходимость их изучения, о чем и писали известные русские богословы: Что касается степени количественного проявления переживаний и чувств в религии, то здесь, скорее всего, нужна разумная умеренность и золотая середина. Должен быть определенный оптимум чувств: Недостаток чувства наблюдается у рациональных интеллигентов, которые привыкли больше полагаться на свой ум, чем прислушиваться к чувствам: Конечно, развитие чувств как таковых, не является самоцелью — ибо это будет уклон в сторону эмоционального эстетизма. Но грамотное развитие чувств в нужном направлении просто необходимо: Удушая чувствительность у ребенка, мы добиваемся лишь того, что пропаганде будет легче его одурманить.

МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем: Одна из функций религии — забота о спасении.

Страх Божий – это духовное чувство, проявление любви к Богу, Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется.

Направленность религиозной личности и ее реализация. Потребности и мотивы поведения религиозной личности. Религиозная потребность принадлежит к числу духовных потребностей личности. Идейной основой религиозной потребности является вера в сверхъестественное. Религия прививает верующим систему ценностных ориентации: Носовича, говорится, что религия в специфической форме удовлетворяет некоторые социальные потребности людей: Он выделяет и специфическую религиозную потребность верующих, как потребность в общении со сверхъестественными силами через периодически возобновляющиеся культовые действия.

Потребность в совершении религиозных обрядов, молитв и т. Важной характеристикой направленности личности являются мотивы ее поведения. Под мотивами понимается все то, что побуждает деятельность человека. Имеется совокупность культовых действий, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мотивов: Если зафиксированы подобные факты, то можно делать вывод о наличии у индивида религиозных свойств.

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом.

Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека.

Обыски в храме Архангела Рафаила религиозной организации В лагере, как очень многие, он уже стал чувствовать себя верующим.

Религиозно-психологическое, историческое и религиозно-гигиеническое исследование Глава 2. Понятие, причины и формы возникновения Понятие страха Под страхом мы понимаем любой аффект, который возникает при появлении опасности. Это определение сложно оспорить, однако при ближайшем рассмотрении оно едва ли окажется удовлетворительным. Возражения возникают уже потому, что речь идет о правиле, из которого есть исключения.

Потому что смелые люди, например, и при появлении опасности не испытывают страха. Жил ли когда-нибудь такой Ганс, который так и не познал страх, останется неисследованным. Многие психологи утверждают, что уже вхождение в эту жизнь не проходит без страха, а некоторые даже полагают, что все позднейшие страхи и представляют собой производное страха рождения.

Только новорожденные ничего не говорят о полученном переживании, а умозаключения убеждают не всех. Если я, совершая путешествие по ледникам, вдруг понимаю, что на меня летит ледяная глыба размером с печку, или если на улице рядом со мной машину заносит и она с большой скоростью мчится на меня, или когда на меня, беззащитного, нападает вооруженный бандит в пустынной местности и под угрозой смерти хочет отобрать мое имущество, то, вероятно, я испытываю боязнь или, как еще говорят, страх.

Но это не точно. Там, где такая дереализация внешний мир перестает быть реальным или также деперсонализация собственная личность перестает быть реальной, чаще всего с мыслью: Более точно его душевное содержание определить нельзя. Можно только указать на отдельные признаки, которые, однако, никоим образом не описывают это душевное переживание целиком.

Психология верующих - реферат

Не всякие переживания можно считать Ч. Они являются существенным элементом религ. Маркс , как и религия в целом, превратно выражают отношения людей к господствующим над ними в повседневной жизни чуждым природным и обществ. В действительности же Ч.

Мы видим, как страх гонит людей от Бога. Достаточно вспомнить слова В ней он попытался понять суть религиозного чувства и пришел к выводу, что.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая Рис. Оно указывает на смутно переживаемое религиозное чувство — скорее набожности, чем веры. Во многих церквях можно увидеть огромное облако тускло-голубого, парящее над головами собрания — неопределённое в своих очертаниях по причине неотчётливой природы мыслей и чувств, которые его вызывают.

Очень часто оно покрыто пятнами коричневого и серого, поскольку невежественная вера с плачевной лёгкостью впитывает в себя гнетущую смесь стаха и эгоизма; но не в меньшей мере вырисовываются и большие потенциальные перспективы на будущее, являя нашим глазам первое слабое трепетание одного из пары крыльев — веры и мудрости, посредством которых душа поднимается к Богу, от которого и пришла. Трудно найти более разительный контраст, чем между туманностью рис. Это не смутное полусформировавшееся чувство, это бросок в проявление величественной эмоции, глубоко коренящейся в знании факта.

Человек, переживающий такое чувство — это тот, кто знает, в кого он верит; создающий такую мыслеформу — это тот, кто научился мыслить. Определённость порыва вверх указывает на смелость, также как и на убеждённость её создателя, в то время как острота линий показывает ясность концепции, а безукоризненная чистота цвета свидетельствует о его крайнем бескорыстии. Это требует нескольких слов объяснения. На каждом плане своей солнечной системы Логос изливает свой свет, свою силу, свою жизнь, и естественно, на высших планах божественная сила может быть дана наиболее полно.

Каждое опускание на следующий снизу план означает почти парализующее ограничение — ограничение, совершенно не воспринимаемое, кроме как теми, кто испытывал высшие возможности человеческого сознания. Таким образом божественная жизнь проистекает с несравненно большей полнотой на ментальном плане по сравнению с астральным; а великолепие ментального уровня непередаваемо превосходится великолепием буддхического плана.

К читателям

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы:

В религиозной философии (в частности, в иудаизме) различали два разных Особые ритуалы, которые помогают преодолеть чувство обреченности.

Глава четвертая Социально-психологическая сущность религиозного утешения Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Мы исследуем религиозное утешение в социально-психологическом плане. Иначе говоря, нас интересует, как реализуется религиозное утешение в психике верующего, а также в сознании религиозной группы. Для выяснения этой проблемы придется в первую очередь определить специфику религиозных чувств, а также исследовать особенности их динамики в процессе богослужения и индивидуальной молитвы.

Задача состоит в том, чтобы выявить особенности религиозного катарсиса, которые определяют его специфическое воздействие на личность и на общество. Религиозные чувства Уже отмечалось, что чувства в сфере религии играют важнейшую, первостепенную роль. Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали.

Следовательно, наша задача — выявить специфику религиозных чувств, их отличительные особенности. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание. В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов:

Психологические корни религии

О религиозных чувствах и формах религиозности Статья: О религиозных чувствах и формах религиозности: Хотя в основе всех религий лежит мистический опыт переживаний их создателей и святых, в широкой массе верующего народа далеко не все являются мистиками. Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями.

Не существует специфического"религиозного чувства". – Религия, как нас весь облик мира. – Толстой. – Баньян. – Аллайн. – Патологический страх.

Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл, и значение.

Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: У верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, то есть они у верующих переживаются как"страх Господень","любовь к Богу","чувство смирения","чувство греховности","радость общения с Богом","умиление иконой Богоматери","сострадание к ближнему","любовь к ближнему",.

В связи с этим американский исследователь религии У. Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т. Но религиозная любовь — это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх — это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары" Таким образом, из этого заключения и точек зрения других исследователей религиозно-психологических феноменов можно сделать вывод, что специфика религиозных чувств заключается не в их психологическом содержании, а в их направленности, в предметах, на которые они направлены.

Что же касается предметов религиозных чувств, то ими могут быть различного рода религиозные образы, представления и идеи. В тех же случаях, когда религиозные чувства, казалось бы, направлены на реально существующий объект, например на какого-либо человека"святой","праведник" и т. Чувства в сфере религии играют важнейшую, первостепенную роль.

16.Направленность религиозной личности и ее реализация.

С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т. Так, датский философ и психолог Г. Джемс по этому поводу писал: Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т.

Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость и т. д. Но религиозная любовь — это лишь.

Оставаясь в границах психологии, мы будем иметь дело не с религиозными учениями и обрядами, а с религиозными чувствами и настроениями. Материалом для нас послужат те субъективные явления, которые наблюдаются только на самых высоких ступенях религиозного развития, и поэтому мы обратимся к религиозной литературе, главным образом к автобиографиям людей, достигших полного самосознания. Несмотря на интерес, какой представляют происхождение и первые ступени развития какого-нибудь явления, необходимо, - для того чтобы оценить его значение и смысл во всей полноте, - возможно внимательнее всмотреться в наиболее законченные и наиболее полно выраженные его формы.

Поэтому самыми важными документами для нас будут свидетельства людей, глубже других ушедших в религиозную жизнь и способных дать себе сознательный отчет в своих идеях и побуждениях. Мы найдем их как среди близких нам по времени религиозных писателей, так и среди древних, которые стали классическими в области религиозной литературы.

Они всем доступны, и это обстоятельство, само собой вытекающее из существа нашей проблемы, вполне устраняет те затруднения, какие могли быть вызваны недостатком специального богословского образования у автора. Цитаты и примеры личных религиозных переживаний я буду брать из книг, которые всякий из вас держал в руках, - и думаю, что это не умалит значения моих выводов.

Может быть, какой-нибудь более предприимчивый исследователь откроет в будущем на полках книгохранилищ документы, которые дадут ему материал более интересный и богатый, чем мой. Но вряд ли подойдет он этим ближе к существу нашей проблемы. Психологическая природа религиозного опыта и его философское значение - это, с логической точки зрения, вопросы совершенно разных порядков. И в виду того, что малейшее смешение этих вопросов может повести к очень большим заблуждениям, я хочу подробнее остановиться на этом различии, прежде чем подойти к изучению документов, которые послужат материалом для наших изысканий.

В современной логике установлено различие двух путей в исследовании какого бы то ни было предмета. С одной стороны возникает вопрос о его природе, образовании, его организации, начале и истории. С другой - о его значении, его смысле, его ценности.

Психология верующих

Биологические и психологические интерпретации Глава 3. Биологические и психологические интерпретации Биологические концепции ищут основу религии в биологических или биопсихологических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют: Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики.

Ключевые слова: Страх, Тревога, Антропология, Социальные чувства, . о том, что страх порождает всяческие фантазии – суеверия и религиозные.

Ваш комментарий о книге Чистяков Г. Религиозное чувство как психологический феномен Размышления о самой природе религиозного чувства представляются очень важными, потому что зачастую человек не вполне понимает, что это такое - не следовать тем или иным традициям, правилам или установлениям, но именно чувствовать Божье присутствие или , как говорил Барух Спиноза. Такой замечательный и, на самом деле, очень глубокий по смыслу афоризм можно найти в Интернете в реплике корреспондента одной из газет, предназначенных для учителей.

И не суть важно, чему была посвящена эта реплика, потому что значимо в ней именно это утверждение: Оно посещает, поражает и останавливает человека всегда неожиданно. Чувство Бога непременно отличает внезапность. В этой связи нельзя не вспомнить Деяния апостолов, где говорится в начале второй главы о том, как сделался неожиданно с неба шум Деян 2, 2 , неожиданно или внезапно, в латинском варианте — . Внезапность, говорит один протестантский богослов, — это божественная шокирующая тактика, которую применяет Бог для того, чтобы напомнить человеку о его духовной уязвимости.

Говорится об этом и в Псалмах: Внезапно, помимо воли человека, в его жизни, жизни личности, возникают эти переживания — переживания, которые американский психолог Абрахам Мэслоу назвал вершинными, или пик-переживаниями, -. Эти переживания, как считает Мэслоу, характеризуются чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством восторга и трепета и потери ощущения пространства и времени.

Это вершины, которые могут длиться несколько минут, несколько часов и редко дольше. Рассказать о них бывает очень трудно, и именно это роднит такого рода переживания — которые совсем не обязательно связаны с рационально ощущаемым Божьим присутствием — с переживаниями религиозного плана.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА

Введите защитный код для скачивания файла и нажмите"Скачать файл" Защитный код Текст работы: О религиозных чувствах и формах религиозности Хотя в основе всех религий лежит мистический опыт переживаний их создателей и святых, в широкой массе верующего народа далеко не все являются мистиками. Тем не менее, религиозность людей всегда связана с чувствами и переживаниями. Эти переживания бывают различными. Они обусловлены различными особенностями восприятия мира, в том числе и различными уровнями интеллекта и знаний.

В зависимости от того, каковы восприятие мира и переживания, различаются и формы религиозности.

Как может это космическое религиозное чувство передаваться от одного Он не находит смысла в религии страха и в равной степени.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание. В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов: С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т.

В отличие от познавательных процессов чувства не просто отражают явления и предметы окружающего мира, но выражают определенное отношение человека к этому миру. Чувства относятся к сфере психики человека, но интенсивные чувства могут вызвать существенные изменения целого ряда жизненных, в том числе и физиологических, функций организма. Эти органические изменения, как убедительно показано в работе Л.

Джемс , а, напротив, их следствием Советские психологи отмечали, что для правильного понимания места того или иного чувства в жизни личности важно учитывать психологическое содержание чувства и его направленность, его объект. Выделенные общей психологией аспекты эмоциональных процессов чрезвычайно важны для правильного понимания религиозных чувств.

Лазарев С.Н. Что такое страх